Об актуальности программного комплекса «ABBYY Мониторинг» в образовательной среде говорить не приходится, особенно в свете всё возрастающего интереса российских школ к всевозможным тестам и контрольным работам, регулярно проводимым на манер ЕГЭ для получения информации об освоении обучающимися содержания тех или иных учебных предметов. Систематический срез знаний позволяет специалистам центров контроля качества образования и педагогам увидеть динамику обучения, выявить пробелы в программе подготовки учащихся, содержательно подойти к вопросам повышения квалификации учителей и решению прочих проблем вплоть до принятия превентивных мер для коррекции текущей ситуации. Плюсы такого подхода к оценке эффективности работы школ очевидны, и нет ничего удивительного в том, что в Минобрнауки России ему уделяют большое внимание: согласно Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы», в течение ближайших четырёх лет в стране должно быть обеспечено функционирование системы мониторинга оценки образовательных результатов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Своим видением такой системы поделилась компания ABBYY, представившая платформу «ABBYY Мониторинг».
«ABBYY Мониторинг» позволяет автоматизировать процесс проведения массовых проверок знаний учащихся на всех этапах — от подготовки педагогических текстов и распечатки бланков до сканирования заполненных учениками работ и формирования аналитических отчётов. Система может быть использована для оценки качества образования как на уровне школы, так и региона, освобождает преподавателей от рутинной работы, во много раз повышает эффективность экзаменационных процессов и сокращает риск ошибок, связанных с человеческим фактором. При этом ход мониторинговых работ может централизованно контролироваться региональными центрами обработки информации (РЦОИ), сотрудниками министерств образования, центрами контроля качества образования и прочими заинтересованными ведомствами.
Пользовательский интерфейс системы «ABBYY Мониторинг» |
Раньше сотрудникам центров контроля качества образования и учителям приходилось вручную готовить и проверять работы, выгружать результаты и анализировать полученные данные для составления отчётов. Кроме того, тестовые материалы необходимо было доставлять из центра в школу и обратно, что тоже занимало время и в итоге выливалось в недели, а то и месяцы ожидания результатов мониторинга. С помощью нового продукта ABBYY процессы печати, сканирования, верификации бланков и аналитики результатов тестов можно осуществлять непосредственно в школе. Достаточно одного подключённого к Интернету компьютера с ОС Windows 7 и выше, принтера и сканера (или многофункционального устройства).
Использование текущих инструментов проведения массовых мониторингов затратно и трудоёмко. Решение — «ABBYY Мониторинг»
«ABBYY Мониторинг» представляет собой онлайновый сервис, функционирующий на базе облачной платформы Microsoft Azure. Для работы с системой может быть использован любой современный браузер с установленным на компьютере приложением для печати материалов и сканирования бланков «ABBYY Мониторинг Клиент».
Работа с платформой «ABBYY Мониторинг» осуществляется в пять этапов.
Этапы работы платформы «ABBYY Мониторинг»
Первый этап — планирование мониторинговых работ. На этом этапе сотрудник центра контроля качества образования загружает контрольно-измерительные материалы и назначает регламент проведения контрольных работ: указывает сроки их проведения, выбирает школы и формирует список участников. Принимать участие в экзаменационных мероприятиях могут как все школы региона, так и отдельные образовательные учреждения, которые ранее «засветились» с какой-то проблемой.
Этап 1. Создание мониторинговой работы |
Второй этап — проведение тестовых заданий. Учитель отправляет на принтер выбранные задания, раздаёт школьникам распечатанные бланки и дожидается выполнения мониторинговой работы учащимися.
Третий этап — обработка данных. Заполненные детьми работы сканируются, пересылаются на сервер и автоматически распознаются при помощи технологий ABBYY.
Этапы 2-3. Проведение диагностической работы и обработка результатов
Четвёртый этап — оценивание данных. На этой стадии платформой «ABBYY Мониторинг» производится автоматизированная проверка кратких ответов детей и тестов с выбором ответов. Задания с развёрнутыми ответами проверяются и оцениваются учителями или специально назначенными экспертами региона, для удобства которых предусмотрена возможность обработки развёрнутых ответов как на компьютере, так и на мобильных устройствах. С целью получения объективных и взвешенных оценок доступна возможность перекрёстной проверки контрольных работ.
Этап 4. Проверка результатов |
Пятый этап — автоматическая генерация аналитических отчётов по результатам проведения мониторингового исследования.
Этап 5. Получение аналитических отчётов |
После проведения диагностических работ сформированные системой «ABBYY Мониторинг» аналитические отчёты становятся сразу доступны образовательной организации, муниципалитету, региону или федеральному ведомству. Учителя и сотрудники центров контроля качества образования могут просматривать подробные результаты по отдельным школам, предметам, а также темам, навыкам и умениям учеников. Сводные аналитические отчёты позволяют получить самую полную информацию о качестве образования с учётом видов, типов и расположения учебных заведений, количества учеников в классе, квалификации и стажа учителей и т. д. Это даёт возможность объективно принимать управленческие решения, корректировать образовательные программы и регулировать уровень инвестиций в образовательные учреждения.
Важной особенностью платформы «ABBYY Мониторинг» является обезличенность персональных данных: в системе нет фамилий и имён детей — каждый ребёнок представлен под неким идентификационным кодом, который знает только учитель. Для специалистов муниципального и регионального уровней эта персональная информация не нужна, а учителя при выявлении пробелов в усвоении материала конкретными учениками могут организовать индивидуальную работу с ними.
Примеры создаваемых системой «ABBYY Мониторинг» отчётов |
Система «ABBYY Мониторинг» позволяет составить наиболее полную картину качества образования: для ученика и его родителей, учителя, муниципальных и региональных специалистов.
Ученики и родители получают через школу аналитику, подготовленную с помощью продукта компании ABBYY. Это предоставляет возможность увидеть динамику обучения, определить сильные и слабые места у ребенка, выстроить программу индивидуальной поддержки и понять, какие навыки необходимо подтянуть для успешного поступления в вуз. Учителям и школам решение позволяет выявлять «предметные дефициты» и оперативно получать наглядные сводные аналитические отчёты по любым предметам. Специалистам муниципального, регионального и федерального уровней «ABBYY Мониторинг» позволяет существенно экономить на проведении таких масштабных мероприятий, как мониторинг качества образования в регионе. Система предоставляет возможность удалённо наблюдать за ходом проведения педагогических тестов и понимать, на каком этапе выполнения находится каждая из школ, отслеживать развитие системы образования, принимать объективные управленческие решения, содержательно подходить к вопросам переподготовки учителей, выявлять и распространять успешные педагогические практики. Немаловажным является и то, что платформа позволяет школам, расположенным в труднодоступных районах, беспрепятственно участвовать в мониторинговых мероприятиях.
Преимущества использования платформы
Платформа «ABBYY Мониторинг» прошла успешную апробацию в ряде регионов России, продемонстрировала свою практическую и экономическую эффективность. Самый масштабный проект по внедрению системы оценки качества образования был реализован в школах Республики Татарстан. В ходе мониторинговых мероприятий, в которых приняли участие почти 900 образовательных организаций Татарстана, было обработано более 30 тысяч бланков и получена объективная картина степени усвоения материала учениками 10-х классов по математике, физике и обществознанию. «Благодаря новому продукту компании ABBYY мы смогли существенно сократить сроки и ресурсы для оценки качества образования в нашем регионе. Важно, что использование платформы оказалось дешевле и значительно ускорило процесс по сравнению с другими способами проведения мониторинговых мероприятий. У нас появилась возможность наблюдать за ходом проведения и понимать, на каком этапе выполнения находится каждая из школ. Удобство использования и понятный интерфейс не вызвали затруднений даже у тех сотрудников школ, которые впервые работали на компьютере. В результате всего за 11 дней мы получили наглядные сводные аналитические отчёты в разрезе школ, муниципалитетов и всего региона», — отметил Ильдар Ринатович Мухаметов, заместитель министра образования и науки Республики Татарстан.
В заключение стоит отметить, что «ABBYY Мониторинг» — далеко не единственный продукт компании ABBYY, специально созданный для сферы образования. В активе разработчика представлено множество других решений для школ и высших учебных заведений. Среди них — программы для обработки бланков ЕГЭ и государственной итоговой аттестации с учётом региональной специфики, системы оценки результатов тестов в период сессий и обработки документов абитуриентов на этапе приёма в вуз, а также прочие решения в области интеллектуальной обработки информации, которые могут быть легко интегрированы в IT-систему образовательного учреждения. Подробные сведения о продуктах ABBYY для образования можно найти на сайте abbyy.com/solutions/education.