Прототип SN9 космического корабля Starship уже должен был пройти испытания, но он всё ещё стоит на стартовой площадке. Оказывается, SpaceX в первом тесте полёта на большой высоте нарушила условия лицензии, выданной Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA), и последняя запустила официальное расследование. По крайней мере, так сообщили два информатора ресурсу The Verge.
Loren Elliott / Getty Images
Декабрьский тестовый запуск прототипа SN8 с космодрома SpaceX в Бока-Чика (штат Техас) был назван Илоном Маском (Elon Musk) успешным. «Марс, мы идём!!», — написал исполнительный директор в Twitter сразу после взрыва ракеты при неудачном приземлении (остальные запланированные манёвры той миссии ракета выполнила успешно). Однако FAA, наблюдающее за безопасностью на земле и выдающее лицензии на частные запуски, было не в восторге.
На прошлой неделе было начато расследование происшествий, в котором основное внимание уделяется не только взрыву при посадке, но и отказу SpaceX придерживаться санкционированных FAA условий. Неясно, какая именно часть испытательного полёта нарушила лицензию FAA — официальный представитель управления отказался говорить об этом с журналистами.
«FAA продолжит работу со SpaceX для оценки дополнительной информации, предоставленной компанией в рамках заявки на изменение лицензии на запуски, — заявил представитель FAA Стив Кульм (Steve Kulm). — Хотя мы осознаём важность быстрого прогресса для стимулирования роста и новаций в коммерческой космической отрасли, FAA не будет ставить под угрозу свою ответственность по защите общественной безопасности. Мы утвердим изменения только после того, как убедимся, что SpaceX предприняла необходимые шаги для соблюдения нормативных требований».
Более тщательные проверки со стороны регулирующих органов после происшествия в декабре сыграли определённую роль в задержке испытаний SN9, которые должны были состояться в прошедший четверг. 50-метровый корабль из блестящего стального сплава заправлен топливом и готов к полёту. Но в то время FAA всё ещё проводила процедуру проверки лицензии на испытания из-за нескольких изменений, внесённых SpaceX в заявку.
Маск, разочарованный действиями FAA, решил дать комментарии в Twitter. «В отличие от своего авиационного подразделения, что нормально, космическое подразделение FAA имеет принципиальные проблемы в структуре регулирования, — написал он. — Их правила рассчитаны на несколько запусков одноразовых ракет в год с нескольких государственных объектов. Придерживаясь таких процедур, человечество никогда не доберётся до Марса».
Нарушение выданной лицензии (и последующий процесс проверки) обострили напряжённость между SpaceX и FAA. В течение многих лет Илон Маск и другие представители космической отрасли сетовали на устаревшую нормативную базу США по лицензированию запусков, поскольку новации и конкуренция в космосе стремительно развиваются. В ответ Министерство транспорта США, которое делегирует свои обязанности по надзору за запуском в FAA, в прошлом году обнародовало новые упрощённые правила лицензирования запусков. Но они всё ещё не вступили в силу.
За несколько часов до испытаний SN8 в декабре, когда Илон Маск находился в Бока-Чика, чтобы получить лицензию FAA, которую SpaceX в конечном счёте нарушила, его спросили в интервью ресурсу The Wall Street Journal, какую роль правительство должно играть в регулировании новаций. Миллиардер ответил: «В большинстве случаев лучшее, что может сделать правительство, — это просто не мешать».
Сейчас на стартовых площадках SpaceX рядом стоят два прототипа Starship. Ожидается, что запуск SN9 состоится в начале следующей недели.