Вспомните, сколько раз у вас было такое, что вы видели смартфон на картинке и он вам очень нравился, а потом при личной встрече наступало ощущение ”ах, вот ты какой”. Все из-за того, что для нас очень важна тактильная отдача устройства. Для производства флагманов компании тратят миллионы и десятки миллионов долларов на разработки в области дизайна и материалов. Так же важен вес и развесовка. Все это сильно отличает недорогие смартфоны от дорогих. Когда устройство стоит 5 000 рублей, к нему существенно меньше требований, а когда он стоит 90 000 и выполняет примерно те же функции, пусть и лучше, хочется уже, чтобы все было приятно. Иногда производители идут на ухищрения и предлагают другие варианты для усиления тактильных ощущений.
Тактильная отдача нужна не всем.
Есть даже термин для обозначения обратной связи с устройством — Haptic. Обычно мы о нем не говорим, кроме тех случаев, когда производитель смартфона сделал свою работу очень хорошо или, наоборот, очень плохо. Правда, это относится в первую очередь ко встроенному вибромотору, который пару недель назад очень горячо обсуждали в нашем Telegram-чате.
Лично я не люблю, когда мотор вторит моим движениям и сопровождает все мои действия со смартфоном. Если я коснулся клавиатуры и смартфон завибрировал, у меня все равно нет ощущения тактильной отдачи. В моем случае это вызывает только отторжение и ощущение, когда что-то случилось, но не вовремя. Я всегда первым делом стараюсь отключить эту функцию и вчера уже рассказывал, как это сделать.
Иногда я могу сделать поблажку для Taptic Engine, который встречается в iPhone и Apple Watch. Он действительно крут и передает тактильный отклик, а не просто вибрацию по принципу ”чем богаты, тем и рады”. То есть просто включает то, что у него есть, хоть это и нужно совершенно для другого.
Разница между этими двумя типами вибрации заключается в том, что в обычном вибромоторе установлен вал с эксцентриком (смещенный от оси вращения груз). Этот груз и дает вибрацию. В Taptic Engine используется груз, который перемещается вперед-назад, тем самым создавая не просто ”бзззз”, а реальный волновой удар. На деле разница ощущается более чем серьезно. Я действую по принципу, что если нет нормального отклика, то не нужен никакой. Но огромная часть пользователей рада и обычному вибромотору. Вопрос только в том, почему?
Так выглядит Taptic Engine.
Дисплей современного телефона представляет собой кусок твердого стекла или пластика. Он не изгибается и не проминается, когда вы нажимаете на значок или печатаете сообщение, поэтому сам по себе тактильный отклик нулевой. Ваш палец ударяет по кусочку стекла и это все, что вы почувствуете. У вас не будет ощущения, что вы на что-то нажали.
Многие, как и я, ищут способ отключить тактильную отдачу, особенно к клавиатуре, так как не все смартфоны могут синхронизировать отклик с касаниями.
Почему же тогда есть огромное количество тех пользователей, которые не то, что не хотят отключать отдачу, но даже наоборот, включают ее, когда она отключена по умолчанию. Ответ прост — они кинестетики.
Кинестетик — это человек, который воспринимает мир на ощупь, тактильно.
Для них важно не только смотреть или слушать, но, в первую очередь, ощущать. Для них важны и материал корпуса, и та самая отдача.
Им кажется, что если есть кнопка, то она должна щелкнуть при нажатии. По большей части поэтому они и включают отклик клавиатуры.
Все просто. Для того, чтобы виброотклик сработал, надо подать на мотор напряжение и он завибрирует. Вот только надо понимать все сложности. Когда вибрация идет во время звонка или входящего сообщения, все относительно просто и задержки во времени даже в секунду ничего не значат и никакой проблемы из себя не представляют. Другое дело, когда вибрация сопровождает касания экрана или игровой процесс.
12 скрытых возможностей Google Chrome на Android
Сам мотор не понимает, что пользователь коснулся экрана или что ударил по мячу в игре. Для этого есть программное обеспечение, которое должно настолько быстро обработать информацию и отправить сигнал на вибромотор, чтобы пользователь не ощутил задержку. Сложность еще в том, чтобы мотор мог быстро раскрутиться. Хотя, они сейчас мощные и проблем с этим нет.
Отклик во врем печати при помощи вибрации создать сложно.
Это важно из-за того, что мозг человека понимает, когда он коснулся экрана, и ровно в эту долю секунды должен произойти отклик. Иначе получится что-то типо того, когда слышишь свой голос в наушниках с задержкой и возникают очень неприятные ощущения.
В итоге, за работу моторов отвечает именно процессор. Иногда эту функцию выносят на дополнительный чип, чтобы скорость отклика была еще выше. Проблема в том, что заранее спрогнозировать нажатие нельзя, поэтому и надо работать очень оперативно.
Вибромотор в дорогих смартфонах лучше чем в дешевых. Это логично.
Другое дело с играми. Чуть большие задержки там допустимы, но все равно они должны исчисляться миллисекундами. С другой стороны, там проще спрогнозировать необходимость вибрации. Например, перед ударом по мячу или перед касанием стены в гоночном симуляторе. Правда, далеко не все производители так глубоко заморачиваются.
Я считаю, что все должно быть вовремя. Вибрация телефона важна в тот момент, когда он должен обратить на себя внимание. В остальных случаях это лишнее. Все равно сделать настоящую тактильную отдачу очень сложно. Особенно из-за того, что мотор должен быть расположен в правильном месте, но обычно ему достается место в уголке, так как середина занята аккумулятором.
Если вам нравится, когда смартфон вибрирует во время нажатия, в этом нет ничего плохого. Это как любить или не любить зеленый цвет — все индивидуально. Именно поэтому и хочется услышать ваше мнение. Давайте проведем свое исследование на тему любви или не любви к тактильной отдаче. Напишите об этом в комментариях и ответьте на вопрос ниже.