Лично меня бесконечно радует тот факт, что видеоигр для виртуальной реальности с каждым днём становится всё больше. При этом увеличивается не только их число, но также улучшается качество технического и художественного исполнения, будь то продолжительная ААА-игра от крупного издательства или же небольшой нишевый проект от независимого разработчика. Сегодня я бы очень хотел рассказать вам об очаровательной игре Moss, которая вышла 27 февраля для гарнитуры виртуальной реальности PlayStation VR.
Игра: Moss
Платформа: PlayStation VR
Жанр: Adventure, Puzzle
Дата релиза: 27 февраля 2018
Разработчик: Polyarc
Издатель: Polyarc
Начать свой рассказ я бы хотел с того, что Moss – настоящая сказка во всех смыслах этого слова. Сказка создана по всем законам жанра и порадует не только детей, но и их родителей, даже если те уже забыли, каково же это – очутиться в выдуманном мире, полном волшебства. Однако сразу подчеркну, что пользоваться гарнитурой PlayStation VR детям младше 12 лет не рекомендуется, так как их вестибулярный аппарат ещё недостаточно силён, а это может привести к непредсказуемым последствиям. Реальность такова, что в нашей стране на любые предостережения все плевать хотели, поэтому я периодически вижу, как в сотрудники VR-аттракционов предлагают опробовать гарнитуры вроде PS VR и HTC Vive совсем уж маленьким детишкам. Это неправильно.
Разработали игру Moss в стенах американской студии Polyarc, основанной бывшими сотрудниками знаменитой студии Bungie, подарившей миру серии шутеров от первого лица Halo и Destiny. Талантливые художники и программисты давно мечтали вырваться за рамки популярного жанра FPS и создать что-то камерное, душевное, бесконечно очаровательное. Что-то такое, что проникнет в сердца игроков, затронет их душу и навсегда влюбит в себя. В конце концов у них действительно получилась такая игра. Ведь благодаря технологии виртуальной реальности степень погружения игроков в сказочный мир многократно усилилась.
Действие игры разворачивается в мире, населённом крошечными сказочными персонажами. Играть вам предстоит за очаровательную мышку по имени Куилл, которая отправляется в самое эпическое приключение в её жизни. Ей предстоит преодолеть немало испытаний на своём пути, спасти своего наставника – мудрого Аргуса, а также победить злобного змея Сарффога, терроризирующего родную деревню мышат. Куилл сразу же заставляет вспомнить замечательный анимационный фильм «Приключения Десперо», главным героем которого тоже был отважный мышонок, вооружённый шпагой и готовый к совершению подвигов во имя добра. Действительно, между этими двумя произведениями много общего.
Moss уникальна тем, что в ней есть ещё один главный герой, помимо Куилл, – это вы. Игра выполнена от третьего лица, а игроку достаётся роль некоего таинственного существа, которого в игре именуют не иначе как «читатель». Вы листаете книгу со сказками, в которой описаны приключения отважной Куилл, и периодически переноситесь в изображённый на страницах сказочный мир. Благодаря отсутствию «четвёртой стены» мышка видит вас и рассчитывает на вашу помощь в своих странствиях. Этот уникальный симбиоз между двумя героями выражается в нескольких крайне любопытных механиках, помогающих героям продвигаться вперёд по сюжету.
Учитывая, что главная героиня совсем крошечная, она не способна передвигать тяжёлые объекты. И вот здесь вы приходите ей на помощь. При помощи контроллера DualShock 4, который изображён внутри игры в виде светящейся сферы, вы можете сдвигать каменные плиты, открывать гигантские двери, тянуть за увесистые цепи, приводя в действия древние механизмы. При этом аналоговой рукояткой контроллера вы управляете движениями мышки, которая умеет прыгать, карабкаться по уступам не хуже Натана Дрейка из серии Uncharted, а также умело размахивать своим крошечным рыцарским мечом, разнося в щепки бочки с волшебной пылью, срезая травинки и разрубая опасные колючки на своём пути.
Игра достаточно линейна. Куилл, решая головоломки одну за другой, получает доступ к следующим локациям. Головоломки в основном логичны, и решить их можно без каких-либо проблем. Я прошёл игру достаточно быстро – всего за два вечера, при этом не пришлось прибегать к прочтению прохождений или смотреть вспомогательные видео на YouTube. Однако игровые пазлы язык не повернётся назвать скучными или тривиальными. Все они выполнены очень оригинально и, если можно так сказать, с душой. Вам придётся несколько раз за игру серьёзно напрячь серое вещество, чтобы помочь Куилл справиться с возникающими на её пути препятствиями.
Главным героям будут встречаться не только головоломки, но и враги. Противниками отважной мышки станут злобные жуки нескольких видов. Первый вид – это обычные скарабеи, способные поранить Куилл своими мощными челюстями. Играя за читателя сказки, не забывайте придерживать жуков, хватая их своей светящейся сферой. Это позволит Куилл зайти к неприятелю сзади и нанести ему несколько сокрушающих ударов мечом. Второй вид противников – жуки, стреляющие огненными сферами. Убить их несложно, но главное не попасться на мушку. Когда вы удерживаете таких жуков при помощи геймпада, то можете использовать их пушки в своих целях: стрелять по другим врагам или же выстрелами активировать различные механизмы. Третий вид жуков – жуки-подрывники. Управляя ими, очень удобно расчищать заваленные камнями проходы, а также взрывать других противников.
Несмотря на свою отвагу, Куилл – очень уязвима и хрупка, как и все девочки. Поэтому если ей нанесён даже небольшой урон, она начинает прихрамывать и сражаться куда менее эффективно. Игрок может восстановить её жизненные силы при помощи светящейся сферы. Просто захватите мышонка в эту сферу и потяните геймпад наверх. Спустя буквально несколько секунд жизненные силы вновь вернутся к Куилл, и она станет как новенькая. Вообще, взаимодействие между мышонком и игроком в Moss выполнено на высоте: вы даже можете «дать пять» своей крошечной напарнице после особенно удачного сражения. Это очень сближает вас с виртуальным персонажем.
Графика в игре очень яркая и приятная. Особенно порадовала меня любовь разработчиков к мельчайшим деталям декораций, а также просто невероятная передача масштаба. Вы действительно ощущаете себя неким гигантом, который видит перед собой миниатюрный мир, населённый разумными мышами, крошечными лесными эльфами и людьми-птицами. Порой складывается ощущение, что вы находитесь внутри качественно проработанной диорамы. Виртуальная реальность позволяет вас взглянуть на всё несколько иначе. И то, что играть приходится от третьего лица, ничуть не портит общую картину происходящего.
Ещё одной сильной стороной игры является замечательная анимация персонажей. Для Куилл команда художников-аниматоров во главе с Ричардом Лико создала сотни уникальных движений. Куилл не умеет разговаривать на человеческом языке, поэтому она пользуется жестовым языком глухонемых (мне кажется, что глухонемые игроки будут очень рады подобному вниманию со стороны разработчиков) или понятными всем без исключения жестами. Например, показывает вам большой палец, поднятый вверх, машет лапкой, чтобы привлечь ваше внимание, или указывает пальцем в том направлении, где, по её мнению, кроется разгадка текущей головоломки. Как бы то ни было, вы всегда будете безошибочно понимать, чего мышонок хочет от вас. И это просто замечательно!
Звук и музыка в игре выполнены на отличном качественном уровне. Гигантский лес издаёт тысячи разных звуков: чирикают птицы, трещат насекомые, где-то журчит ручей, шелестит на ветру листва. Всё это создаёт правильную обволакивающую атмосферу. Внутри мрачных подземелий каждый шорох вселяет в игрока панический страх и заставляет его озираться по сторонам. Звук объёмен и прекрасно позволяет прочувствовать направление, откуда до вас доносится шум. Музыка в Moss под стать звукорежиссуре. Очень порадовало меня наличие в игре трека, который специально для неё записала знаменитая YouTube-исполнительница Malukah (Джудит де лос Сантос) из Мексики. Наверняка вы слышали её замечательный кавер на трек Dragonborn Comes из Skyrim.
Ложечка дёгтя в сказочном великолепии всё же найдётся. Во-первых, присутствуют определённые проблемы с отслеживанием контроллера DualShock 4 в пространстве. Порой он считывается камерой неадекватно, в результате чего его положение сбивается, и вам приходится судорожно трясти геймпадом в пространстве, чтобы вернуть в изначальную позицию. Иногда сбивается всё положение виртуальной сцены, после чего необходимо сбросить позицию камеры, удерживая кнопку Options. Во-вторых, игра невероятно коротка. Пройти её можно за 3-4 часа, если, конечно, вы не планируете открыть все её секреты. Радует в этой ситуации то, что разработчики намекают на выход продолжения замечательной истории Куилл. Несколько расстраивает также и отсутствие перевода сюжетных вставок на русский язык. Но с этим, в принципе, можно жить.
Существуют знаковые игры, оставляющие след в душах и умах игроков. Moss – как раз одна из них. По крайней мере среди других VR-проектов. Необычное техническое исполнение вкупе с инновационными игровыми механиками, трогательным сюжетом и очаровательной главной героиней делают Moss одной из самых привлекательных игр для владельцев гарнитуры PlayStation VR. Пускай она не может похвастать большой продолжительностью и не лишена некоторых технических недочётов, характерных для виртуальной реальности, нет никаких сомнений, что увлекательное приключение мышки Куилл надолго запомнится всем без исключения игрокам. Игра получает от меня 9 баллов из 10.