Играть в видеоигры можно в гордом одиночестве. Но когда проходишь сюжетную кампанию вместе с другом, получаешь от этого ощущения совершенно другого характера. Другое дело, что кооперативных игр, которые можно пройти вдвоём от начала и до конца, в последнее время выходит всё меньше. Чаще всего разработчики предлагают нам MMO-проекты, в которые одновременно играют тысячи пользователей, а это не совсем то, что я имел в виду, говоря о совместном прохождении сюжета. Тем не менее, чудеса случаются. И об одном таком чуде под названием A Way Out я бы очень хотел вам сегодня рассказать.
Игра: A Way Out
Платформа: PlayStation 4, Xbox One, Windows
Жанр: Action, Adventure
Дата релиза: 23 марта 2018
Разработчик: Hazelight Studios
Издатель: Electronic Arts
Уж не знаю, как вы, но мне безумно нравятся фильмы вроде «Побег из Шоушенка», «Узник замка Иф», «Законопослушный гражданин», «Скала», а также телесериал «Побег». Другими словами, истории о тщательно спланированных побегах заключённых из тюрем. Думаю, что в них меня привлекает вовсе не тюремная тематика, а то, насколько изобретательными и целеустремлёнными могут быть загнанные в угол люди. Ассоциировать себя с этими персонажами мне бы очень не хотелось. Ещё бы! Кому в здравом уме захочется оказаться в тюрьме? А вот поиграть в видеоигру, действие которой происходит в тюрьме – почему бы и нет?
Независимая шведская студия Hazelight Studios за всё время своего существования успела выпустить лишь одну игру — Brothers: A Tale of Two Sons. Инновационный кооперативный геймплей, когда одновременно двумя персонажами управлял один человек, пришёлся критикам и геймерам по вкусу. Руководитель студии Юсеф Фарес понял, что нащупал весьма перспективную механику и решил развивать её в своей следующей игре под названием A Way Out. В качестве издателя симулятора побега из тюрьмы выступила компания ЕА. Продюсерам настолько понравилась идея будущей игры, что они дали разработчикам полную креативную свободу и даже отказались от доли прибыли с продаж. Явление для игровой индустрии невероятно редкое.
Сюжет рассказывает нам о двух персонажах, оказавшихся за решёткой по разным причинам. Винсент Моретти сел за убийство, которого не совершал, а Лео Карузо попал в тюрьму в ходе неудачного ограбления. После того, как наши герои знакомятся, выясняется, что в исправительном заведении они оказались по вине одного и того же человека – криминального босса по кличке Харви. Герои приходят к единственному правильному решению: организовать побег из тюрьмы и отомстить своему обидчику. Сказано – сделано. Игроку предстоит пройти вместе с Винсентом и Лео через семь кругов ада, прежде чем они смогут осуществить задуманное. Вот только смогут ли?
Игровой процесс выглядит крайне необычно. Вы видите на экране одновременно обоих персонажей в режиме split screen («разделение экрана»). В отличие от Brothers: A Tale of Two Sons управлять ими можно исключительно вдвоём, поэтому играть вам придётся вместе со своим товарищем, сидя на одном диване или же по Сети. Удивительно, что ЕА позволяет играть вдвоём с другом удалённо даже в том случае, если копию игры приобрёл только один из вас. Другими словами, вы запускаете купленную игру, а второй игрок скачивает себе её демоверсию, после чего играть можно вдвоём без каких-либо серьёзных ограничений. Разве что, сохранение прогресса хранится только у обладателя купленной версии. Но это не такая уж проблема, если хорошенько задуматься.
Побег из тюрьмы – дело непростое, требующее от его организаторов собранности и наличия тщательно выверенного плана. Совершенно простые на первый взгляд задачи, вроде откручивания вмонтированного в стену камеры унитаза, превращаются в увлекательный квест. Пока вы работаете отвёрткой, ваш товарищ должен наблюдать за перемещением надзирателей по коридорам и заблаговременно предупреждать об их опасной близости. Если вдруг вам нужно раздобыть гаечный ключ, придётся проявить чудеса смекалки, чтобы отвлечь работников тюремной мастерской, а затем незаметно пронести инструмент через металлоискатель. Подобные задачи перед игроками возникают с завидным постоянством, а решать их приходится исключительно совместными усилиями.
Игра постоянно старается радовать нас всё новыми и новыми механиками. К примеру, если героя нужно подняться куда-либо без лестницы, им приходится встать друг к другу спинами, сцепиться локтями и, упершись ногами в стены, шаг за шагом продвигаться наверх. В какой-то момент вам придётся прятаться в корзине для белья, которую мимо охранников будет катить ваш напарник. Не думайте, что игра ограничивается исключительно тюремными блоками. Нет. После того, как вам всё-таки удастся осуществить побег, героев ждут новые испытания. Ведь на них начнётся настоящая охота. Придётся прятаться в лесу, добывать себе пищу, обворовывать чужие дома, чтобы выжить, а также спасаться от стражей закона.
A Way Out умело жонглирует игровыми жанрами и неожиданными сюжетными поворотами, то и дело подбрасывая вам всё новые мини-аттракционы. Вот вы вместе с товарищем выводите из строя двух полицейских, набросившись на них сзади, а уже спустя секунду отстреливаетесь от преследующих вас автомобилей, пока товарищ ведёт угнанный пикап. Драки с использованием QTE, мини-игры в стиле Guitar Hero, но только с банджо и пианино, кооперативная рыбная ловля, починка автомобилей – всё это и многое другое очень гармонично вплетено в сюжет и достаточно интересно реализовано шведскими разработчиками. Скучать вам точно не придётся.
Визуально игра не хватает звёзд с неба. Всё выглядит достаточно неплохо, но нельзя сказать, что графическая составляющая A Way Out выделяет её на фоне других современных проектов. Местами в глаза бросается низкая детализация окружения, а кое-где вы будете отмечать недостаточно проработанную анимацию персонажей. С другой же стороны, игра с завидным постоянством будет радовать вас эффектными ракурсами, насыщенными экшен-сценами и прекрасно поставленными сюжетными роликами. В общем, отвлекаться на графические огрехи у вас просто не будет времени. Так что важен ли этот недостаток настолько, чтобы испортить ваше впечатление от игры? Не думаю.
К серьёзным минусам проекта я бы отнёс встроенный голосовой чат. Используя его, мы с моим приятелем постоянно сталкивались с многочисленными проблемами. Голоса щёлкали, трещали, звучали словно из бочки, а порой и вовсе пропадали на какое-то время. Уж и не знаю, кто отвечает за качество голосовой связи в игре, но мы с другом быстро решили переключиться на стандартный голосовой чат PlayStation под названием «Тусовка». В нём наши голоса зазвучали отлично, что решило проблему раз и навсегда. Также в игре встречаются достаточно серьёзные баги. Например, в какой-то момент случилось так, что мы с приятелем просто не могли продвинуться дальше по сюжету, поэтому пришлось начинать с последнего сохранения. Кто-то из обзорщиков наверняка отнесёт к минусам небольшую продолжительность игры, но восемь часов – это очень и очень достойно, особенно учитывая небольшой бюджет данного инди-проекта.
A Way Out – замечательный пример того, что даже при небольшом бюджете можно создать по-настоящему увлекательную игру. Разумеется, во многом проект привлекает игроков своей инновационностью, а также возможностью играть вдвоём с приятелем, имея на руках лишь одну купленную копию. Но в остальном игра тоже замечательна: и сюжет, и геймплей, и персонажи, и визуальный ряд – всё на очень достойном уровне. Если у вас есть достойный напарник, с которым вы готовы провести вместе часиков 8-10, не мешкайте! Немедленно приобретайте A Way Out без каких-либо сомнений и получайте от неё море удовольствия. Ставлю игре 9 баллов из 10.