В 2019 году Sony отмечала сорокалетие одного из своих главных устройств — одного из тех, которые и создали славу великой японской компании. Плеера Walkman. Именно в память о нем и выпущен NWZ-A100 – с одной стороны, очередной MP3-плеер бренда (Sony никогда не забрасывала это направление), с другой, дань уважения тому самом у кассетнику. Характерный «кирпичный» дизайн, красующиеся на всех рекламных баннерах обои с кассетой, соответствующий антураж (например, утверждается, что для связи печатной платы с аккумулятором применена бессвинцовая пайка с использованием золота) и неожиданная для этого класса устройств помпа, с которой он был представлен. Что же, мы почти не пишем на страницах 3DNews о современных плеерах — и Sony NWZ-A105 как раз оказывается отличным поводом поговорить об этом вымирающем классе в целом на примере конкретного его представителя.
Sony NWZ-A105 | |
---|---|
Дисплей | 3,6 дюйма, IPS, 1280 × 720 точек, 406 ppi; емкостный, мультитач |
Процессор | Модель не уточняется: 4 × Cortex A53, 1,8 ГГц; Vivante GC7000NanoUltra |
Оперативная память | 2 Гбайт |
Флеш-память | 16 Гбайт |
Разъемы | USB Type-C, мини-джек 3,5 мм |
Слот для карты памяти | Есть |
Беспроводные модули | Wi-Fi 802.11 a/b/g/n/ac; Bluetooth 5.0; NFC |
Поддерживаемая частота | 20-40 000 Гц |
Максимальная мощность | 35 мВт + 35 мВт |
Поддерживаемые форматы | MP3, WMA, FLAC, AAC, HE-AAC, AIFF, DSD, PCM. APE, MQA |
Батарея | 4,9 Вт·ч (1285 мА·ч, 3,8 В) |
Размер | 98,9 × 55,9 × 11 мм |
Масса | 103 г |
Операционная система | Android 9.0 Pie |
Цена | 22 990 рублей |
Sony NWZ-A105 – информация о начинке по данным приложения CPU-Z |
В плане дизайне Sony NWZ-A105 — это отсылка к самому первому кассетному Walkman TPS-L2, бывшему сверхпопулярным 40 лет назад, а сейчас, в эпоху повальной ностальгии по 80-м, переживающему новую волну популярности — пусть и просто в качестве символа.
Sony Walkman TPS-L2
Впрочем, чтобы понять отсылку, надо о ней прочитать, и, желательно, включить в настройках специальный режим заставки в виде проигрываемой аудиокассеты, которая по умолчанию выключена. Если же про отсылку не знать, то на вид это вполне типичный аудиофильский плеер, каким ожидаешь его увидеть сегодня: с металлическим, а не пластиковым, как у того Walkman, корпусом, с набором небольших круглых клавиш и понятной эргономикой. Разве что форма и толщина коробочки намекают на родство с кассетником. В синем исполнении Walkman NWZ-A105 еще как-то может пробудить ностальгию, но точно не в черном, как в нашем случае. А еще он встречается в красном и пепельно-зеленом корпусах.
В любом случае вся лицевая панель будет черной — она целиком, за вычетом довольно крупных рамок, занята экраном. Рамки даже слишком крупные — все-таки 2020 год на дворе. Тем более что здесь нет фронтальной камеры, и придумать какое-то логическое обоснование такой здоровенной кайме вокруг экрана диагональю 3,6 дюйма трудно. Но логика оформления Sony NWZ-A105 однозначно смартфонная.
На принадлежность к другому типу устройств указывают лишь несколько деталей: солидный набор аппаратных клавиш на правой грани (включение, громкость, управление воспроизведением, переключатель блокировки), проушина для кистевого ремешка на нижней и вынесенный на поверхность слот для карты памяти microSD. Забегая вперед, скажу, что он незаменим.
Грани и спинка выполнены из алюминия, шершавого на ощупь. Плеер совсем нескользкий — да и вообще возиться с ним приятно: то ли из-за усталости, вызванной одинаковыми с лица смартфонами, то ли благодаря сочетанию относительно небольших габаритов и заметной массы — 103 грамма. Аппарат здорово сбалансирован, кнопки приятно нажимать, качество сборки превосходное.
Но стоит Sony Walkman NWZ-A105 в первый раз включить, как немедленно ловишь чувство дежа-вю — ностальгия ностальгией, а базовые операции с Android по расписанию. В плеере установлен самый обычный Android 9.0 с набором специального софта и с Google Play впридачу. Можно хоть «Инстаграм» установить, хоть Call of Duty Mobile, только первый здесь не нужен (даже камеры нет), а второй не заработает.
Пригодиться магазин приложений может разве что для тех, кто хочет поразвлекать себя простенькими играми, ну или для тех, кто хочет поставить стороннюю программу для воспроизведения аудио. Также можно скачать какую-нибудь кастомизацию оболочки.
Но это все от лукавого. На мой взгляд, предустановленного ПО для полноценного функционирования плеера вполне достаточно. Здесь используется функциональное и удобное приложение плеера, которое корректно отображает теги, умеет подгружать обложки — ну и вполне исчерпывает потребность в подобных программах. Плеер поддерживает, по сути, все распространенные сегодня аудиоформаты, в том числе PCM (для DSD), конечно же, FLAC и HQ AAC.
Для настройки звука используется соседнее приложение: в нем собраны подробный эквалайзер (10 полос) и всевозможные программные звуковые надстройки: DSEE HX (программное «додумывание» аудиофайлов с цифровым сжатием), линейная фазовая коррекция, динамический нормализатор, ClearAudio+, виниловый процессор (да-да, плеер старается модулировать эффект винилового проигрывателя). Есть и программный усилитель S-Master HX.
Еще одно базовое приложение, которое не встретишь на смартфонах, — встроенная система цифрового шумоподавления. Она наиболее хорошо себя проявляет с фирменными наушниками, поддерживающими эту систему, но работает и сама по себе, пусть и не так эффективно, как технологии активного шумоподавления, встроенные в сами наушники.
Что касается аппаратной части, то тут все довольно загадочно. Sony не раскрывает ни платформу, на базе которой исполнен новый Walkman, ни модель ЦАП. Вместо этого создается аура премиального устройства с рассказом о влиянии алюминиевого каркаса на звук и использовании пленочных кондесаторов, о специальном резисторе, который корректно распределяет токи по поверхности платы, и о хитро оптимизированной схеме самой печатной платы.
Мне удалось выяснить только, что тут используется какая-то noname-платформа на базе четырех ARM Cortex-A53 с частотой 1,8 ГГц с видеоускорителем базового уровня Vivante GC7000NanoUltra. Я прогнал несколько синтетических тестов, результаты — выше. Установить Antutu 3D и 3DMark, к слову, просто не получилось — система к этому оказалась не готова. Поиграть во что-то на плеере тоже не получится, да оно и не надо. Для того, чтобы устройство выполняло свои базовые функции, платформы в комплекте с 2 Гбайт оперативной памяти хватает. Но придется потерпеть чуть дерганую анимацию и довольно медленный запуск приложений — словно на недорогом смартфоне года эдак из 2015-го.
Несмотря на заявленную идеальную внутреннюю структуру и особенное расположение печатной платы, плеер неистово греется. При воспроизведении музыки корпус становится просто теплым, в пределах терпимого, но стоит, например, попробовать установить приложение из Google Play, как алюминиевый корпус Sony NWZ-A105 раскаляется — что влияет в том числе и на автономность, которая и так-то не ахти. Об этом, впрочем, ниже.
Одна из самых странных особенностей Sony NWZ-A105 может не так бросаться в глаза при покупке, как при первом запуске плеера. А точнее — при попытке загрузить в него музыку. На нем очень мало места. Заявленные 16 Гбайт более чем наполовину занимает система, еще гигабайта три отъедает всякий предустановленный софт (который лучше не удалять) — и получается, что для музыки у вас останутся эдак 5 Гбайт. Их тоже лучше полностью не забивать, ведь время от времени плеер пытается обновить прошивку: она просит 2 Гбайт свободного места в ходе установки (версия 2.0.0), а после установки съедает еще дополнительных полгигабайта. Система, к слову, очень возмущается, если на накопителе при этом всем остается меньше тех самых двух гигабайт (видимо, в ожидании следующего обновления).
То есть покупая Sony NWZ-A105, вы приобретаете устройство, музыку к которому надо будет хранить на карточке microSD. В обязательном порядке. Какой максимальной емкости поддерживаются карты памяти, производитель не уточняет. На мой взгляд, выпуск плеера, то есть устройства, на котором по умолчанию мы планируем хранить много информации (пусть и однотипной — музыки), фактически без встроенного накопителя — в некотором роде издевательство. И совершенно не понятно, что заставило Sony пойти на такой шаг.
Пару слов об экране — он тут небольшой (3,6 дюйма), но с неплохим для такой диагонали разрешением (1280 × 720 точек) — картинка четкая, без пикселизации, яркость достаточная, чтобы плеером можно было спокойно пользоваться и в солнечный день на улице. Но из-за небольшой диагонали и не лучшим образом рассчитанного размера шрифтов в приложении плеера названия многих треков просто не помещаются на экране.
Искупить вялую работу операционной системы и откровенную скупость на встроенную память может только одно — по-настоящему хороший звук, который кардинально превосходит то, что мы можем получить от смартфонов.
Помимо субъективной оценки я здесь использовал ту же методику, что и при оценке наушников (она была опробована в обзорах Apple Airpods и Apple Airpods Pro), – FSQ.
Метод FSQ в его стандартном варианте включает 14 тестовых дорожек, с помощью которых оцениваются следующие характеристики акустической системы:
Желающим проверить собственную аудиосистему или наушники советуем скачать тестовый диск «Аудиодоктор FSQ» и инструкции по тестированию со страницы Акустического центра МТУСИ. Одно из достоинств этого метода — четкие критерии оценки, которые компенсируют субъективный характер тестирования. Во многих тестах эксперту нужно всего лишь ответить, слышны ли на записи те звуки, которые должны в ней быть, или наоборот — те, которых быть не должно.
Далее мы последовательно перечислим результаты прослушивания тестовых записей FSQ на AirPods. Каждый тест будет сопровождаться кратким описанием из инструкции к «Аудиодоктору FSQ». В качестве наушников я использовал модель Sony WH-1000XM3 с проводным подключением. В качестве смартфона для сравнения — недорогой Xiaomi Redmi Note 9S как пример актуального аппарата с мини-джеком (его обзор готовится, выйдет чуть позже). Использовать переходник для подобного теста не хотелось.
Номер дорожки | Описание теста | Xiaomi Redmi Note 9S | Sony NWZ-A105 |
1 | Запас неискаженной громкости Magic Pump, "Open The Door" RDM, CD RDM 801201, «Наши в Городе». Неискаженный уровень громкости определяется по первой дорожке тестового диска. На ней звучит музыкальный фрагмент, где партии вокала и баса дополнительно скомпрессированы. Уровень громкости увеличивают с нуля до начала перегрузки, когда на басе и вокале начинают отчетливо прослушиваться нелинейные искажения, воспринимаемые на слух как хрипы. |
Никаких проблем с фактическим прохождением этого теста не возникло у обоих устройств — хрипов на максимальной громкости не было, но именно это зависит, конечно, от наушников, спокойно выдерживающих тест. А вот уровень громкости различается сильно — по ощущениям Sony NWZ-A105 способен выдать в полтора раза более мощный сигнал. | |
2-4 | Фазировка звукового тракта между каналами Голос диктора в фазе/противофазе, СЧ (300–3 000 Гц), ВЧ (5 000–22 500 Гц), НЧ (10– 50 Гц). На дорожке записан голос диктора со словами: «Средние частоты. Фаза». Эти слова должны быть слышны из центра звуковой сцены. Далее диктор произносит: «Средние частоты. Противофаза». В этом случае дикторский текст должен воспроизводиться с меньшим уровнем громкости и (или) расфокусированным для слушателя и (или) смещенным в ту или иную сторону от центра. Аналогично проводится проверка фазировки в полосе ВЧ и в полосе НЧ. |
С этим тестом не было никаких проблем ни у смартфона, ни у плеера — фазировка выражена точно на всем спектре частот. | |
5-6 | Наличие помех, дребезжаний, посторонних призвуков и шумов в звуковом тракте Скользящий тон, левый/правый канал (20–15 000 Гц). Тональный (синусоидальный) сигнал, частота которого плавно изменяется от самых низких до самых верхних частот. Раздельно, сначала для левого, а потом и правого каналов. |
Ни дрезебезжаний, ни помех канал Redmi Note 9S не выдал, но звук и начинался, и обрывался на смартфоне заметно раньше — диапазон поддерживаемых каналом частот ниже. | Тест пройден без каких-либо проблем, выявлен широкий динамический диапазон. |
7 | Набор частот для проверки НЧ-тракта Фонограмма, сначала для левого, а потом и для правого канала содержит запись ряда фиксированных звуковых частот НЧ-диапазона. Сначала диктор сообщает о том, что звучит опорная частота 60 Гц. Затем диктор объявляет: «20 Гц», «25 Гц», «30 Гц» и так далее. Первый чистый низкочастотный тон (без искажений и турбулентных сипов), совпадающий по громкости с опорным, и определяет низшую рабочую частоту звукового тракта. В идеальном случае громкость остальных тонов вплоть до 150 Гц должна быть одинаковой |
Шорохи и легкий среднечастотный сип присутствовали на всем спектре частот на обоих устройствах, что скорее характеризует либо сам сигнал, либо наушники. Канал смартфона продемонстрировал нормальную равномерность вплоть до 125 Гц, после чего громкость резко подскакивает. | В плеере проблем с равномерностью я не заметил, звук относительно ровный на всем спектре частот — грубо говоря, слышно одинаково хорошо и гул на 20 Гц, и тон на 150 Гц. |
8 | Неравномерность АЧХ в области средних звуковых частот Фонограмма представляет собой высококачественную стереофоническую запись аплодисментов большого количества зрителей в зале. Хлопки в ладоши в достаточно гулком помещении эквивалентны равномерно распределенному по спектру диффузному полю — шуму. Однако на фоне этого монотонного шума человеческое ухо успевает различать самое начало хлопков (всплески). На звуковом тракте с линейной АЧХ вы действительно слышите аплодисменты, но при неравномерности («заборе») они становятся похожими на шум проливного дождя |
С этим тестом оба устройства справились на одинаковом уровне — звук, который поначалу принимаешь скорее за шум дождя, постепенно осознается как аплодисменты и это чувство не покидает уже до самого конца. Канал не оказывает влияния на звучание наушников. | |
9 | Линейность стереокартины по ширине звуковой сцены Перемещающийся барабан, IASCA Competition CD. Фонограмма содержит семь ударов барабана, плавно перемещающегося слева направо по всей ширине стереокартины. Удары точно локализованы по направлению, и перемещение их в пространстве линейно, то есть углы между ударами одинаковы. |
Сцена отображается очень точно, проблем с распознаванием положения «барабанщика» не возникает, но сама глубина и эффект распространения звука на Xiaomi Redmi Note 9S заметно более «ужаты». | И сцена, и точность звучания не вызывают ни малейших вопросов. |
10 | Микродинамика и глубина звуковой сцены Alex Rostotsky Trio, "Intro", POPE Musik PM1014-2, "Boiled Borsht" Фонограмма представляет собой небольшой музыкальный фрагмент с двумя инструментами — контрабасом и ударной установкой. Оба музыканта находятся в глубине сцены. Неприемлемой глубиной звуковой сцены считается, если музыканты визуально находятся на переднем плане. При неудовлетворительной микродинамике не слышны тихие удары по барабанам и тарелкам, а игра смычком на контрабасе плохо различима. Микродинамику можно считать удовлетворительной, если барабаны, тарелки и контрабас слышны, но в звучании контрабаса не слышно постукивающих о гриф пальцев музыканта и (или) при игре контрабасиста смычком вы отчётливо не слышите «упирающегося» движения смычка по струнам. И микродинамика будет хорошей, если пальцы контрабасиста слышны чётко и ясно. Отличной микродинамикой обладает звуковой тракт, если слышен очень тихий шелест, когда барабанщик случайно задевает локтем тарелку и тут же зажимает её рукой. |
Вероятно, самый показательный тест из всего комплекта — тракт смартфона попадает под характеристику «неудовлетворительная микродинамика», мелкие детали вроде касаний пальцев контрабасиста почти неразличимы. | Плеер в этом тесте как раз демонстрирует отличную микродинамику — слышны даже малейшие нюансы этюда. |
11 | Натуральность в звукопередаче музыкальной атаки, положение и фокусировка звуковой сцены по ширине и высоте Ron Tutt, "Improvisation", Sheffild Lab CD-14/20 На фонограмме представлен фрагмент барабанного соло. Неприемлемой передачей атаки считается, если звучание барабанов тускло, в нём нет упругости и «мясистости». Малоприемлемой — если звучание барабанов достаточно динамично, но имеет элемент «картонности» в ударе. Неприемлемой или малоприемлемой считается, если звуковая сцена уже пространства между источниками звука. Неприемлемо или малоприемлемо, если тарелки и хай-хэт находятся на одной высоте или разница незначительна |
Redmi Note 9S способен обеспечить и неплохое позиционирование инструментов, и даже разницу в высоте тарелок и хай-хэтов, но сохраняется обозначенное ощущение «картонности». | В Sony NWZ-A105 и атака ощущается отлично, и с позиционированием проблем нет. |
12 | Тембральный и музыкальный баланс звучания Mighty Sam McClain, "Give It Up To Love", Audioquest, XRCD, "Got To Have Your Love" Фонограмма представляет собой фрагмент джазовой пьесы с мужским вокалом. Неприемлемым или малоприемлемым с точки зрения тембрального баланса считается, если какой-либо из инструментов звучит ненатурально и (или) если тембр вокала имеет резкий или неприятный характер. Неприемлемым или малоприемлемым считается, если вокал или какой-либо из музыкальных инструментов явно выделяется по уровню громкости — выдвинут вперед или отодвинут назад |
В этом тесте канал смартфона не продемонстрировал явного провала, но заметен акцент на средние частоты с урезанными нижними, отчего страдает детализация звука. | Плеер демонстрирует хорошую частоту звука с равномерным частотным распределением и без перепадов громкости. |
13 | Линейность звукового тракта по уровню громкости, его макродинамика и способность к передаче полифонического звукового образа A. Schnitke, "Childhood", Gorenstein/R.S.O., POPE Musik, PM 1007-2 1996, "Gogol Suite" Фонограмма содержит высококачественную запись симфонического оркестра, выполненную в помещении Большого зала Московской консерватории. Фрагмент состоит из четырёх основных частей, отличающихся друг от друга уровнем громкости и динамикой. Неприемлемым или малоприемлемым считается, если струнное пиццикато в первой части совсем неразборчиво или звучит слишком тихо, вяло и невнятно по сравнению со следующей, более громкой частью. Неприемлемым или малоприемлемым считается, если в третьей части (после вступления группы виолончелей и контрабасов) не чувствуется заметный скачок громкости и далее, в финальной, ещё один скачок. Неприемлемым или малоприемлемым можно считать, когда в третьей и четвёртой частях фонограммы явно слышны нелинейные искажения или же искажений нет, но оркестр явно не дотягивает по громкости до forte fortissimo. Неприемлемо, если оркестр уже в третьей части начинает звучать общей «кашей», отдельные группы музыкальных инструментов слабо различимы или совсем неразличимы |
С отрывком из академической сюиты смартфон и плеер справились одинаково хорошо — и нарастание громкости выдержано четко, и различимость отдельных инструментов на уровне. Но у Sony NWZ-A105 отмечаем уже ранее замеченный более высокий уровень мощности, отчего переход к forte fortissimo гораздо более заметен. | |
14 | Дополнительная дорожка для оценки качества звучания самых низких звуковых частот Guiseppe Verdi, "La Donna E Mobile", Telarc CD-80447 Фонограмма содержит девятисекундный отрывок звучания симфонического оркестра, в составе которого есть большой (турецкий) барабан с очень низким регистром. Его можно услышать только при наличии высококачественного сабвуфера, натурально воспроизводящего частоты 20–25 Гц |
С этим тестом смартфон и плеер справились одинаково неплохо. |
Субъективные ощущения от звучания также очень хорошие — Sony NWZ-A105 при подключении хороших проводных наушников действительно обеспечивает звуковую картину, заметно отличающуюся в лучшую сторону от той, что мы можем получить от смартфона или со встроенной звуковой карты компьютера: и детализация, и частотная картина соответствуют ожиданиям от специализированного плеера, а запас мощности исчерпывающий. Но как себя ведет канал плеера с низкоомными наушниками, я сказать, к сожалению, не могу. Производитель же эту характеристику не уточняет.
При желании к Sony NWZ-A105 можно подключить и беспроводные наушники: есть Bluetooth с поддержкой протоколов LDAC и aptX HD, а быстро «подружить» наушники и плеер можно благодаря встроенному NFC-модулю. Но такой сценарий использования плеера мне представляется довольно странным — качество звучания в этом режиме уже не отличается от такового на современных смартфонах ни в лучшую, ни в худшую сторону, поскольку звук определяет в основном встроенный ЦАП наушников.
Sony NWZ-A105 получил батарею емкостью 4,9 Вт·ч (1285 мА·ч, 3,8 В). Для плеера с небольшим экраном, который к тому же большую часть времени выключен, кажется, достаточно. Но увы: автономность — еще одно слабое место плеера, который умудряется активно потреблять энергию даже в режиме ожидания, причем с новой прошивкой даже сильнее, хотя от нее я ожидал решения этой проблемы. При обычном варианте использования (прослушивание музыки без активации «кассетного режима» с анимированной заставкой) батареи, по моим ощущениям, хватит на 20-25 часов музыки (но учтите, что в режиме ожидания плеер тоже не теряет время зря и подъедает заряд). Если заставку включить, то можно «высадить» аккумулятор часов за 8. Это, конечно, не дело: от подобных устройств мы ждем куда лучшей автономности. В комплекте идет только кабель питания USB Type-C – USB Type-A. Полностью заряжается от стандартного зарядного устройства плеер примерно за час — причем при воспроизведении музыки он разряжается быстрее, чем заряжается.
Юбилейный плеер получился у Sony, мягко говоря, спорным. С одной стороны, самое главное у него в полнейшем порядке — по качеству звука он действительно здорово отличается в лучшую сторону от современных смартфонов, не способных, по большей части, обеспечить адекватный уровень звука при воспроизведении с источников высокого разрешения. Sony NWZ-A105 обеспечивает — и делает это с шиком. С другой стороны, он предлагает взамен целую россыпь странных и неожиданных для подобного устройства компромиссов: практически полное отсутствие встроенной памяти, сильно нагревающийся корпус и аккумулятор, который разряжается с неестественной скоростью. Плеер, который создан, чтобы если не вернуть этой категории техники массовый статус, то хотя бы попасть в относительно широкую аудиторию, снова прибивается к аудиофильским берегам, где за качественный звук готовы прощать какие угодно огрехи — тем более что виртуальная кассета так ностальгично крутится, а корпус квадратный, как в 1979-м.
Добавлю, что Sony NWZ-A105 предлагается в двух вариантах — с комплектными внутриканальными наушниками Sony IER-NW510N (26 990 рублей) и без них (22 990 рублей). К нам на тест попала версия без наушников, так что составить свое мнение об их совместной работе (в этом случае становится доступным не только шумоподавление, но и, наоборот, режим усиления окружающего звука) мы не смогли.
Достоинства:
Недостатки: