Осень 2018 года может остаться в истории как самая горячая пора в истории фототехники. Казалось бы, сейчас, когда рынок значительно уменьшился, "зеркальный" бум закончился, равно как и всевозможные гонки мегапикселей, ожидать этого не стоило. Ан нет, и Nikon, и Canon разом представили свои полнокадровые "беззеркалки". А еще ходят активные слухи о Panasonic… Мириться с господством Sony в созданной ей же нише беззеркальных камер для профессионалов как в сфере фото, так и в сфере видео никто, как выяснилось, не готов, а смотреть с высоты своих «зеркальных» успехов уже не получается.
Nikon выступила первой, представив свой новый байонет Z Nikon и две камеры на его базе: Nikon Z6 и Z7. Я уже рассказывал о своих первых впечатлениях от этих фотоаппаратов, теперь пришла пора более обстоятельного разговора. В первую очередь о флагманской модели Z7, но и Z6 будет упомянута – камера тоже была у нас на руках, так что предлагаем познакомиться с примерами съемки и на нее.
Самая главная часть работы Nikon над Z-серией – новый байонет Z-mount. Это самый крупный байонет для полнокадровых камер на сегодня – его внешний диаметр составляет 55 мм, внутренний – 49 мм (для сравнения: внутренний диаметр Sony E-mount – 46,1 мм, Nikon F-mount – 44 мм). Уже проверяли – да, матрица среднего формата теоретически помещается в его кольцо. Естественно, для нового байонета к старту продаж камер подготовлено мало напрямую подходящих объективов: 24-70mm ƒ/4, 35mm ƒ/1,8, 50mm ƒ/1,8. В будущем планируется большое расширение семейства, об этом подробнее я расскажу ниже. Пока же справиться с проблемой можно при помощи переходника FTZ, через который на Nikon Z-серии можно надевать оптику под байонет F с сохранением стабилизации и автофокуса.
Nikon Z7 позиционируется как бескопромиссная профессиональная камера, своеобразный беззеркальный аналог Nikon D850 – как минимум сенсор здесь используется ровно того же разрешения (45,7 мегапикселя) – при высокой скорости серийной съемки (9 кадров в секунду) и использовании гибридного автофокуса с 493 точками. Прямой конкурент – Sony a7R III. Nikon Z6 – его младший брат, с 24,5-мегапиксельным сенсором, автофокусом, использующим 273 датчика, но повышенной до 12 кадров в секунду скоростью серийной съемки. Его прямой конкурент – Sony a7 III.
Nikon Z7 | Nikon Z6 | Nikon D850 | Sony a7R III | Canon EOS 5D Mark IV | |
Сенсор изображения | 36 × 24 мм (полный кадр) | 36 × 24 мм (полный кадр) | 36 × 24 мм (полный кадр) | 36 × 24 мм (полный кадр) | 36 × 24 мм (полный кадр) |
Эффективное разрешение сенсора | 45,7 мегапикселя | 24,5 мегапикселя | 45,7 мегапикселя | 42,4 мегапикселя | 30,4 мегапикселя |
Стабилизатор изображения | 5-осевой | 5-осевой | нет | 5-осевой | нет |
Байонет | Z Nikon | Z Nikon | F Nikon | Sony E | Canon EF |
Формат фото | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (NEF) | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (NEF) | JPEG (EXIF 2.31, DCF 2.0), RAW (NEF) | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (ARW) | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW, Dual Pixel RAW |
Формат видео | MOV, MP4 | MOV, MP4 | MOV, MP4 | XAVC S, AVCHD 2.0, MP4 | MOV, MP4 |
Размер кадра | До 8256 × 5504 пикселей | До 6048 × 4024 пикселей | До 8256 × 5504 | До 7952 × 5304 пикселей | До 6720 × 4480 пикселей |
Разрешение видео | До 3840 × 2160, 30p | До 3840 × 2160, 30p | До 3840 × 2160, 30p | До 3840 × 2160, 30p | До 4096 × 2160 пикселей, 30p |
Чувствительность | ISO 64–25 600 с возможностью расширения до 32–102 400 | ISO 100–51 200 с возможностью расширения до 50–204 800 | ISO 64–25600 с возможностью расширения до 32, 51200 и 102400 | ISO 100–32000 с возможностью расширения до 50, 51200 и 102400 | ISO 100–32000 с возможностью расширения до ISO 50, 51200 и 102400 |
Затвор | Механический затвор: 1/8000 – 30 с; длительная (Bulb); |
Механический затвор: 1/8000 – 30 с; длительная (Bulb) |
Механический затвор: 1/8000 – 30 с; длительная (Bulb) |
Механический затвор: 1/8000 – 30 с; длительная (Bulb) |
Механический затвор: 1/8000 – 30 с; длительная (Bulb) |
Скорость серийной съемки | До 9 кадров в секунду | До 12 кадров в секунду | До 9 кадров в секунду с батареей EN-EL18b, установленной в батарейный блок MB-D18; в стандартрной комплектации – до 7 кадров в секунду | До 10 кадров в секунду с электронным затвором | до 7 кадров в секунду в обычном режиме, до 4,3 кадров в секунду в режиме Live View со следящей фокусировкой |
Автофокус | Гибридный (контрастный + фазовый), 493 точки | Гибридный (контрастный + фазовый), 273 точки | Фазовый (Multi-CAM 20K), 153 точки, из которых 99 – крестового типа; контрастная фокусировке в режиме Live View | Гибридный, 399 точек фазового АФ в полнокадровом режиме; 255 точек фазового АФ + 425 точек контрастного АФ | Фазовый, 61 точка, из которых 41 – крестового типа; Dual Pixel CMOS AF при фокусировке в режиме Live View |
Экспозамер, режимы работы | TTL-датчик: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам | TTL-датчик: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам | TTL-датчик, 180 000 точек: матричный, центровзвешенный, точечный | Замер по матрице, 1200 зон: матричный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области | TTL-замер в 252 точках: оценочный, частичный, центровзвешенный, точечный |
Экспокоррекция | ±5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV | ±5,0 EV с шагом 1, 1/3 или 1/2 EV | ±5,0 EV с шагом 1, 1/3 или 1/2 EV | ±5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV | ±5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 ступени |
Встроенная вспышка | Нет, X-синхронизация 1/200 с |
Нет, X-синхронизация 1/200 с |
Нет, X-синхронизация 1/250 с |
Нет, X-синхронизация 1/250 с |
Нет, X-синхронизация 1/200 с |
Автоспуск | 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с | 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с | 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с | 2 с, 5 с, 10 с; автотаймер для съемки с брекетингом; автотаймер для непрерывной съемки (до 3 кадров) | 2/10 с |
Карта памяти | Слот для XQD/CF-Express | Слот для XQD/CF-Express | Cлот для XQD + слот для SD/SDHC/SDXC типа UHS-II) | Два слота, совместимых с картами Memory Stick (PRO, Pro Duo) и SD/SDHC/SDXC типа UHS I/II | Слот для CF тип I (совместима с UDMA 7) + слот для SD/SDHC/SDXC типа UHS I |
Дисплей | Cенсорный наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2,1 млн. точек | Cенсорный наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2,1 млн. точек | Сенсорный наклонный, ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2,4 млн. точек; дополнительный монохромный дисплей | Сенсорный наклонный, ЖК, 3 дюйма, разрешение 1,4 млн. точек | ЖК, 3,2 дюйма, 1,6 млн. точек, сенсорное покрытие; дополнительный монохромный дисплей |
Видоискатель | Электронный (OLED, 3,69 млн точек) | Электронный (OLED, 3,69 млн точек) | Зеркальный прямой видоискатель с пентапризмой, область изображения 100 % | Электронный (OLED, 3,69 млн точек) | Зеркальный прямой видоискатель с пентапризмой, область изображения 100 % |
Интерфейсы | USB Type-C (USB 3.0), HDMI тип C, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, разъем для пульта ДУ | USB Type-C (USB 3.0), HDMI тип C, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, разъем для пульта ДУ | USB 3.0, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, HDMI тип С, разъемы для пульта управления и синхронизатора | USB Type-C (USB 3.0), microUSB, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, microHDMI тип D, разъем для синхронизатора | HDMI, USB 3.0, 3,5-мм для внешнего микрофона, 3,5-мм для наушников, порт для пульта ДУ |
Беспроводные модули | Wi-Fi, Bluetooth (SnapBridge) | Wi-Fi, Bluetooth (SnapBridge) | Wi-Fi, NFC, Bluetooth (SnapBridge) | Wi-Fi, NFC, Bluetooth | Wi-Fi, NFC, GPS |
Питание | Литий-ионный аккумулятор EN-EL15b, 14 Вт·ч (1900 мА·ч, 7 В) | Литий-ионный аккумулятор EN-EL15b, 14 Вт·ч (1900 мА·ч, 7 В) | Литий-ионный аккумулятор EN-EL15a, 14 Вт·ч (1900 мА·ч, 7 В) | Литий-ионный аккумулятор NP-FZ100, 16,4 Вт·ч (2280 мА·ч, 7,2 В) | Литий-ионный аккумулятор LP-E6N емкостью 14 Вт·ч (1865 мА·ч, 7,2В) |
Габариты | 134 × 101 × 68 мм | 134 × 101 × 68 мм | 146 × 124 × 79 мм | 126,9 × 95,6 × 73,7 мм | 150,7 × 116,4 × 75,9 мм |
Масса | 675 граммов (с аккумулятором и картой памяти) | 675 граммов (с аккумулятором и картой памяти) | 1015 граммов (с аккумулятором и картой памяти) | 657 граммов (с аккумулятором и картой памяти) | 890 граммов (вкл. батарею и карту памяти) |
Актуальная цена | $3 399 (версия без объектива), $3 999 ( версия с объективом 24-70mm f/4) | $1 995 (версия без объектива), $2 599 ( версия с объективом 24-70mm f/4) | 230 000 рублей за версию без объектива (body) | 230 000 рублей за версию без объектива (body) | 199 000 рублей за версию без объектива (body) |
Внешний вид, управление и эргономичность
Начать разговор про дизайн и эргономику Nikon Z7 стоит с потери. Дело в том, что с ходу опознать в Z7 (равно как и в Z6 — отдельно о работе с идентичной в плане корпуса камерой я говорить не буду) камеру Nikon довольно сложно – волна очень характерного дизайна зеркальных камер, в свое время придуманного студией Джуджаро, коснулась Z-серии совсем слегка. Красная полоска переместилась на боковую грань, общие обводы напоминают самые разные камеры – от полнокадровых "беззеркалок" Sony, к которым Nikon Z естественным образом близки габаритами, до Fujifilm X-H1 при взгляде сверху – за счет использования дополнительного сегментного дисплея той же формы и конструкции.
Ставка на дизайн в данном случае (в отличие, например, от не слишком удачной в плане продаж зеркалки Df) не делается – он в Z7 предельно утилитарен. Камера получила довольно крупный выступ для хвата правой рукой с большим отступом от байонета – пальцы помещаются в пространстве между ним и объективом без проблем.
Но камера невысокая (габариты 134 × 101 × 68 мм) – для средней мужской руки анатомический выступ будет чуть маловат, мизинец оказывается на нижней кромке камеры. Впрочем, это, пожалуй, единственный эргономический недостаток Z7 – в целом беззеркальный дебют в крупном формате у Nikon удался, обошлось почти без просчетов.
Блок с кнопкой спуска, рычажком включения и парой функциональных клавиш приподнят над верхней панелью, на него прекрасно ложится указательный палец правой руки – и хорошо фиксируется, снимать навскидку одной рукой удобно. Сзади создатели камеры не пожалели места на крупный наплыв для упора большого пальца. Селектор режимов снабжен кнопкой блокировки, обладает хорошим ходом, четко фиксируется на отдельных значениях. Клавиши не стали меньше, чем на серьезных зеркальных аппаратах Nikon и выполнены они с большим вниманием к деталям: обратите внимание, например, на разделитель между клавишами воспроизведения или удаления снимков и отдельные пазухи для чуть утопленных клавиш зуммирования – перепутать их на ощупь с кнопками вызова меню и активации серийной съемки невозможно.
Есть и джойстик для быстрого выбора зоны фокусировки, и сенсорный экран на дисплее – наводиться можно любым удобным способом. В наличии и два селекторных диска. Отмечаем необычную для Nikon реализацию заднего из них — это крупный диск с большой открытой рабочей поверхностью.
Еще один характерный (и приятный) момент для потенциальных владельцев Nikon Z7 – две программируемые клавиши-педали возле байонета, на другой стороне от клавиши высвобождения объектива. Поначалу сложно себя приучить к их использованию, но уже через неделю процесс их задействования кажется совершенно естественным, они находятся аккурат под средним пальцем. Общее число программируемых клавиш – 9, также можно слегка подстроить под себя и диски.
Корпус Nikon Z7 сделан на базе сборного (а не цельнолитого) шасси из магниевого сплава, покрыт пластиком и снабжен традиционным прорезиненным покрытием, которое обеспечивает хорошее сцепление с кожей фотографа. Весит Nikon Z7 675 граммов (вместе с батареей и картой памяти). Для сравнения: Nikon D850 весит 1015 граммов, а Sony a7R III – 625 граммов.
Все разъемы вынесены на левую грань корпуса и разделены на две группы. В одной – оба аудиопорта, выход на наушники и вход для микрофона. Во второй – USB Type-C (и для связи камеры с компьютером, и для зарядки), mini HDMI (type C) и порт для проводного пульта управления. На правой грани находится отсек для единственной карты памяти стандарта XQD. Все отсеки (в том числе и батарейный) снабжены резиновыми прокладками – производитель заявляет о пыле- и влагозащите камеры.
И Nikon Z7, и Nikon Z6 получили по два дисплея. Основной – ЖК формата 3:2 с разрешением 2 100 000 точек, упомянутым уже сенсорным покрытием и шарниром, позволяющим отклонять его на 45 градусов вниз и примерно на 100 градусов вверх. Это удобно, но почему не снабдить дисплей шарниром, позволяющим поворачивать его и в горизонтальной плоскости? Есть оправдание в виде увеличивающейся за счет этого толщины, его авторы камеры и применяют, в том числе и в ответ на вопрос о втором слоте для карты памяти стандарта SD. А вот насколько оно уместно в разговоре о камере подобных габаритов — решайте сами.
Второй дисплей расположен на верхней грани. Он почти квадратный, с инвертированными (светлые на темном) цветами, камера умеет автоматически настраивать его яркость, ориентируясь на освещение (но можно настроить и вручную). Он сильно напоминает то, что мы видели в Fujifilm X-H1, – и это здорово: решение куда более современное и удачное, чем традиционные серые сегментные дисплеи в зеркальных камерах. А само его наличие уже можно считать преимуществом перед полнокадровыми "беззеркалками" Sony, лишенными этого дисплея в принципе.
Видоискатель здесь очень хорош: крупная матрица OLED (0,5’’) с разрешением 3,69 млн точек, с минимальным лагом и отсутствием стробоскопического эффекта при использовании с искусственным светом. Он как минимум сравним с тем, что используется в Sony a7R III, а то и выигрывает у него. Из недостатков отмечу только слишком чувствительный сенсор глаза – достаточно мельчайшей пылинки, чтобы камера отключила основной дисплей, повергнув фотографа в замешательство.
Галерея снимков
Смотреть все изображения (28)
Смотреть все
изображения (28)
Интерфейс для новой серии камер Nikon менять не стала, оставив давно и хорошо знакомое главное меню с вертикальной навигацией и возможностью собирать часто используемые параметры самостоятельно в разделе «Мое меню». И логично воспользовалась постоянно активным режимом Live View, добавив отдельную клавишу i, активирующую быстрое меню. Оно выполнено в виде матрицы, занимающей примерно треть экрана: параметры в ней можно менять одним движением переднего диска. Набор параметров тоже можно менять на свое усмотрение. И по быстрому меню, и по основному можно перемещаться при помощи сенсорного дисплея – также он используется для выбора точки фокусировки, спуска затвора или манипуляций с воспроизведением снимков.
В Nikon Z7 устанавливается полнокадровый (36 × 24 мм) сенсор разрешением 45,7 эффективных мегапикселя. Низкочастотный фильтр отсутствует, есть обратная подсветка сенсора. Диапазон светочувствительности – ISO 64–25 600 с возможностью расширения до 32–102 400. На прямой вопрос «тот ли это сенсор, что установлен на Nikon D850» представители компании дали отрицательный ответ, сказав, что он «разрабатывался специально для Z7», — притом, что все ключевые характеристики совпадают. Вероятно, использовался тот же сенсор как основа, но он был доработан для использования в беззеркальной камере с ее коротким рабочим отрезком и особенностями в плане теплоотвода. Процессор – единственный EXPEED 6 последней версии.
У разработчиков Nikon Z7 явно была цель сравниться с Sony A7R III по скорости серийной съемки. И у них это получилось – Z7 умеет снимать со скоростью до 9 кадров в секунду с 12-битным RAW и со скоростью до 8 кадров в секунду с 14-битным RAW. Все это – с непрерывным автофокусом, но фиксированной по первому кадру экспозицией. Скорость серийной съемки с непрерывным фокусом и покадровым замером экспозиции – 5,5 кадра в секунду. Замечательные цифры с одним жирным «но»: у Nikon Z7, равно как и у Nikon Z6, маленький буфер обмена – длина серии в формате RAW (NEF) ограничена 17-18 кадрами (то же самое – в RAW+JPEG), в формате JPEG длина серии может достигать 27-28 снимков. За счет использования скоростной карты XQD (в данном случае – со скоростью записи 440 Мбит/с и чтения в 400 Мбит/с) запись полной серии на карту памяти производится всего за 6-7 секунд – это, конечно, утешает, но дегтя в бочку репортажных способностей Nikon Z7 вылито уже немало. Для сравнения: Sony a7R III умеет снимать со скоростью до 10 кадров при фокусировке по первому кадру и до 8 кадров в секунду с покадровым фокусом – а длина серии достигает 30 кадров в формате RAW+JPEG. Увы, в этом плане догнать прямого конкурента у Nikon не вышло.
Пример работы автофокуса при серийной съемке по четыре в ряд
Смотреть все изображения (8)
Смотреть все
изображения (8) Есть отставание и в плане автофокуса. Nikon проделала огромную работу, особенно если учесть, какая обычно беда с фокусировкой в Live View в зеркальных камерах компании. Здесь используется гибридная система, сочетающая контрастный метод с фазовыми датчиками, которые расположены прямо на сенсоре. Общее количество точек фокусировки достигает 493 – они дают 90-процетное покрытие зоны. Опции напоминают о системе автофокуса, применяемой в зеркальных камерах Nikon: можно выбирать как отдельную точку фокусировки или зону разной величины, так и «динамическую» зону, состоящую из девяти активных точек (аналог в зеркальных моделях – d9). При автоматическом режиме выбора зоны фокусировки активируется распознавание лиц – оно работает корректно, но если сравнивать с последними поколениями Sony Alpha, то, конечно, уже не хватает распознавания глаз.
Выбирать точку удобно (тут и джойстик, и навигационная панель, и сенсорный экран – хотя последний неактивен при работе с видоискателем), тип фокусировки и размер зоны по умолчанию можно указывать при помощи той самой клавиши возле байонета. Непривычно, но удобно. Следящая фокусировка есть и работает неплохо – но до «хорошо» все-таки не дотягивает. Объект регулярно теряется при высокой скорости серийной съемки, причем камера может его найти в процессе заново (без гарантии, конечно). Покадровую фокусировку можно охарактеризовать уже термином «хорошо» — промахи бывают, но, во-первых, обычно микроскопические (что все равно раздражает в портретах), во-вторых, может сказываться отсутствие юстировки оптики и предсерийная прошивка. Базовый световой диапазон работы автофокуса – от -1 EV до +19 EV, при активации подсветки автофокуса (по умолчанию включена в авторежиме) – от -4 EV. Не рекордный показатель, но в целом Nikon Z7 справляется с фокусировкой в темноте нормально. При ручной фокусировке можно включить подсветку зоны резкости (focus peaking), регулируемую как по цвету, так и по интенсивности – по умолчанию, к слову, она выключена.
С замером экспозиции у Nikon Z7 нет никаких проблем – как правило, камера справляется уверенно и точно при нормальных условиях освещения и может чуть занижать экспозицию при недостаточном свете. Экспокоррекция доступна в диапазоне от -5 EV до +5 EV, но вынесенного на корпус аналогового селектора для ее регулировки нет – решение типичное для зеркальных Nikon, но нехарактерное для "беззеркалок".
Про решение сделать для своей первой полнокадровой зеркалки единственный слот для карты памяти – и тот для XQD – что-то сказать тяжело. Это смелый и радикальный шаг, который может повлиять на решение о покупке камеры. С одной стороны, довольно очевидно, что за инетрфейсом PCIe 3.0, который используется как в XQD, так и в CF Express (порт в Z7 подходит и для карт этого формата), будущее. Скоростной лимит SD если не достигнут, то уже очень близок – и все производители будут использовать новые форматы, сочетающие относительную компактность и огромный запас скорости, но резко лишать пользователя возможности использовать любые карты из имеющихся… С другой стороны, как подтолкнуть к этому пользователей, если не столь резким шагом? К тому же у основной целевой аудитории Nikon Z7 – обладателей старших зеркалок Nikon – карточки XQD, вполне возможно, уже есть. Недаром же компания устанавливает в свои камеры слоты для этих карточек, еще начиная с Nikon D4, представленной в 2012 году.
Затвор здесь классический, механический, с вертикальным ходом шторок – срабатывает в диапазоне от 30 секунд до 1/8000. Звучит, к слову, негромко и одновременно очень приятно. При желании, впрочем, можно делать снимки беззвучно, включив полностью электронный затвор – диапазон остается прежним, не расширяется.
Слева – снимок с выдержкой 1/5 на фокусном расстоянии 14 мм, справа – снимок с выдержкой 1/13 на фокусном расстоянии 70 мм |
В Nikon Z7 установлен 5-осевой внутрикамерный стабилизатор – сегодня это уже норма, нестабилизированные беззеркальные камеры вымирают или перебираются в маладшие сегментах. Он не ставит рекордов по эффективности, но в любом случае дает компенсацию примерно в четыре ступени экспозиции. Как минимум на широком угле комплектного зума (24-70mm ƒ/4, нестабилизированный) у меня получилось делать несмазанные снимки с рук с выдержкой до 1/5, а в телеположении – с выдержкой 1/13.
В Nikon Z7 (и Z6), естественно, есть и Wi-Fi-модуль (сейчас выпускать камеры без беспроводных модулей почти неприлично), и Bluetooth Low Energy, которые используются с фирменным приложением SnapBridge. У меня к нему с момента выпуска было много претензий – за неудачный интерфейс, нестабильную работу, громоздкость. Но со временем их становилось все меньше и меньше – и к настоящему моменту осталось лишь чуть. Затруднено первое подключение камеры к смартфону (зачастую приходится вручную выбирать сеть из списка, и распознается камера не всегда), в остальном это неплохое приложение, которое по большей части работает стабильно, давая возможность как удаленного управления камерой или передачи полноразмерных снимков и роликов при помощи Wi-Fi, так и уменьшенных снимков (2 Мбайт) через Bluetooth в фоновом режиме.
Для проводной передачи данных используется высокоскоростной разъем USB Type-C (USB 3.1).