Olympus начинала свой путь как компания, производящая термометры, а затем микроскопы и медицинское оборудование — и обратилась к «попсовому» рынку потребительской техники, а именно фотокамер только в конце 1930-х в поисках большей прибыли. Иронично, что от этого рынка Olympus в итоге и отказывается, вновь сосредоточившись на медицинской и научной технике. Так что направление фототехники можно было бы назвать своеобразным экспериментом и внутренним стартапом. Стартапом длиной в 84 года, в течение которых Olympus проявила себя одной из наиболее оригинально мыслящих компаний, не чурающихся нестандартных решений, которые приводили ее как к серьезному успеху, так и в тупик.
Olympus OM-D E-M1 Mark III, вероятно последняя камера, выпущенная под эгидой Olympus
Но продажа бизнеса по разработке и производству фотоаппаратов, последовавшая после трех убыточных лет подряд, не стала результатом неудачных и неверных решений — к этому привело в первую очередь резкое сокращение рынка, «убитого» смартфонами. Чтобы оставаться на нем и дальше, у Olympus уже просто не хватило ресурсов. Надеемся, что Japan Industrial Partners, к которой отойдет бизнес к концу года, сможет удержать его на плаву, но судьба ноутбуков под брендом VAIO (в свое время Sony продала этот бизнес именно JIP) не вселяет оптимизм.
Что ж, окунемся в историю. Может быть, у нее и будет серьезное продолжение, но пока поверить в это тяжело.
Вторая камера в истории Olympus, среднеформатный аппарат. Первая, Semi Olympus I, вышедшая в 1936 году, безусловно, имеет еще большее историческое значение, но она не была в полной мере камерой Olympus: затвор производила немецкая компания Auto Compur, корпус делала компания The Proud. Словно автомобили того времени — начинка от одного производителя, кузов — от другого. Авторству Takachiho Seisakusho (так тогда называлась компания) принадлежал, по сути, только объектив Zuiko 75mm f/4.5.
Semi Olympus II, вышедшая в 1938 году, стала первой камерой, разработанной японской компанией от и до. Не именно этой, а вообще любой японской компанией — до этого все камеры, производившиеся в Японии, несли в себе зарубежные компоненты. Объектив в ней стоял тот же самый, да и в целом конструкция мало отличалась от Semi Olympus I, но зато — все свое.
Первая 35-миллиметровая камера Olympus и первый 35-мм аппарат, продававшийся на японском рынке. Вышел в 1948 году. Уже в нем компания проявила свою тягу к нестандартным решением — эта дальномерная модель получила формат кадра 32 × 24 мм, чуть меньше стандартного 35-мм формата. И да, формат кадра получался приближенным к 4:3 — очень символично, учитывая развитие событий в «цифровую эру».
Эта камера получила объектив Zuiko 40mm f/3.5 с… встроенным затвором. Камера оказалась очень успешной благодаря небольшим габаритам и быстрой работе. В дальнейшем выпускались модификации камеры со стандартным размером кадра (36 × 24 мм), но идея с затвором внутри объектива никуда не делась. Также Olympus 35 I стал последним фотоаппаратом, выпущенным компанией Takachiho Seisakusho – через год она примет современное название.
Среднеформатная двухобъективная камера. Вышла в 1952 году. Один из последних аппаратов среднего формата, выпущенных Olympus. Эта модель выглядит фактической репликой знаменитой немецкой Rollei Flex, но начиненной различными фирменными фишками. И очень дорогой — для среднего формата это вообще свойственно. Она стоила 47 000 йен при средней японской зарплате (на тот момент) в 7 000 йен.
В 1955 году Olympus выпустит модель Chrome Six RIIA и закроет для себя на этом страницу среднего формата.
Зеркальная камера, выпущенная в 1963 году. По-хорошему, их обязательно надо рассматривать в паре с самой первой Olympus Pen 1959 года, в которой дебютировал необычный формат 24 × 18 мм, который позволял снять на обычную 35-мм пленку в два раза больше кадров. В сочетании с компактными размерами самого аппарата это привело к оглушительному успеху.
Но именно Pen F стала иконой — вероятно, самой популярной камерой Olympus, с различными усовершенствованиями просуществовавшей до 1981 года. Она получила затвор вращательного типа, 20 сменных объективов, бесконечное количество аксессуаров, в числе которых переходники доля сторонней оптики. И все это — в очень маленьком и очень красивом корпусе.
Традиционный 35-мм фотоаппарат. Выпущен в 1972 году. Несмотря на стандартный формат кадра, OM-I продолжил традиции Pen-серии, став самой маленькой и легкой полнокадровой зеркалкой своего времени. Очень надежный затвор, выдерживавший более 100 000 срабатываний, воздушный амортизатор вибраций затвора, металлический корпус, встроенный TTL-экспонометр…
Сочетание легкости и надежности сделало OM-I следующим большим хитом Olympus (и опять же привело к огромному разрастанию парка аксессуаров), давшим начало серии, просуществовавшей до XXI века. И это — без учета цифровых камер OM-D, о которых расскажем отдельно.
Одна из самых маленьких полнокадровых дальномерных камер. Вышла в 1979 году. В XA Olympus продолжила начатую еще с Pen традицию делать все «самое компактное» — и добиваться в этом успеха.
Встроенный дальномер, автоэкспозиция в режиме приоритета диафрагмы, монтирующаяся снаружи сбоку вспышка, объектив Zuiko 35 mm f/2.8 – Olympus XA была буквально набита различными инновациями и свежими решениями, и это в очередной раз попомгло стать камере очень популярной. Не всегда надежные и традиционные ходы приносят успех — и Olympus всегда сторонилась проторенных дорожек.
Первая в мире влагозащищенная компактная камера. Выпущена в 1986 году. Это наконец-то не «самая маленькая», а просто какая-то другая «самая» среди маленьких. До нее влагозащитой оснащались только профессиональные модели, владельцам компактов приходилось беречься от дождя.
К моменту выхода AF-1 Olympus заметно растеряла свои позиции на рынке профессиональных камер, отставая от конкурентов в системах автофокусирования; первой автофокусной камерой серии OM стала OM-707, выпущенная только в том же 1986 году. Но компакты держали Olympus на плаву вплоть до цифровой эпохи, когда дела у компании снова пошли в гору по всем фронтам.
Первая цифровая зеркальная камера Olympus со сменной оптикой. Выпущена в 2003 году. Профессиональная зеркалка, которая, как это повелось у Olympus, сделала значительную ставку на компактность. ПЗС-матрица стандарта 4/3, разработанного совместно с Kodak, обладала размерами 18 × 13,5 мм — кроп почти в два раза относительно 35-мм стандарта.
В итоге серия E оказалась достаточно успешной — компактные и легкие зеркальные камеры поначалу не сильно уступали по качеству съемки более крупным собратьям, уменьшенное фокусное расстояние позволило также делать и оптику меньшего размера и с очень высокой разрешающей способностью. Но просуществовала серия только семь лет.
Первая беззеркальная цифровая камера Olympus системы Micro Four Thirds – и вообще первая «беззеркалка» (наряду с Panasonic Lumix G1) в истории. Выпущена в 2009 году. Разработанная совместно Olympus и Panasonic система Micro Four Thirds (сенсор от системы 4/3, но новый байонет с очень коротким рабочим отрезком) в сочетании с отсутствием зеркала должна была обеспечить камерам этих компаний то самое преимущество, на котором Olympus, в целом, и сделала имя — компактность.
PEN E-P1 не позиционировалась как профессиональная камера, но вышедшая на закате «зеркального бума», она должна была привлечь внимание любителей, искавших компромисс между компактностью и качеством съемки. Фирменные фильтры, 12-мегапиксельный сенсор, запись видео в 720p, трехдюймовый экран. До выхода первых беззеркалок с сенсором APS-C оставался еще год (ими стали Samsung NX). Несмотря на снобизм «зеркальщиков», серия все-таки стала популярной и дала начало эпохе беззеркалок — теперь фотографов, фыркающих на «несерьезные» фотоаппараты без пентапризмы, уже почти не осталось.
Первая беззеркальная цифровая камера со сменной оптикой Olympus, ориентированная на профессионалов. Выпущена в 2013 году. 16-мегапиксельный CMOS-сенсор, удивительно эффективный 5-осевой стабилизатор, скорость съемки — 10 кадров в секунду, фазовый автофокус на матрице, компактные размеры… OM-D E-M1 выглядит весьма привлекательно даже семь лет спустя после выхода. Но стать серьезной конкуренткой полнокадровым зеркалкам с сенсором в два раза большей диагонали у нее все-таки не получилось, все уперлось в диапазон рабочих ISO.
Olympus возродила сначала PEN-серию, затем OM-серию, выпустив в их рамках очень интересные и удачные модели, но не завоевав былой популярности — компактность в цифровую эпоху уже значила не так много, как раньше, особенно в связи с бешеным прогрессом смартфонов. Больше возрождать оказалось уже нечего.
Экспериментальная пленочная камера, выпущенная в 1988 году тиражом в 20 000 экземпляров будто бы состоит из случайным образом собранных алюминиевых кругов и квадратов. Компактная, необычная и бросающая вызов общепринятым стандартам, она тем не менее не кажется шпилькой общественному вкусу, а чем-то пусть и странным, но не лишенным изящества и красоты. Именно в O-product, на мой взгляд, можно увидеть суть фотокамер Olympus – не всегда вписывавшихся в контекст, но зачастую менявших контекст в свою сторону.
Естественно, у Olympus было намного больше десяти знаковых камер, но такой уж формат материала мы выбрали, да и обо всем не расскажешь. Какие камеры этой компании запомнились вам в первую очередь? Может быть, у вас есть свои истории, связанные с Olympus? Пишите в комментариях.